Home
entries friends calendar user info Previous Previous Next Next
Нью-йоркские посиделки - Принцип дикобраза, или "не влезай -- убьют"
записки о чём попало
xenia_mesot
[info]xenia_mesot
в избранное
рассказать другу
Принцип дикобраза, или "не влезай -- убьют"
                                                                                                   -- Что ж ты, Ёж, такой колючий?
                                                                                                   -- Это я на всякий случай:
                                                                                                  Знаешь, кто мои соседи?
                                                                                                  Лисы, волки и медведи! 
                                                                                                                                     Борис Заходер 

В преддверии с детства знакомого мужественного праздника, известного в народе как "23 февраля," мне вспомнилось, как в детстве в честь этой даты я постоянно дарила папе носовые платки и расчёски, а моя бабушка, капитан медслужбы Советской Армии, ежегодно поздравляла с этим событием рядового дедушку. Бабушку почему-то никто не поздравлял – “23 февраля” из военного праздника превратилось в просто мужской, и женщин даже в армии никто не поздравлял: им приходилось ждать своего "законного" восьмого марта. В честь военных корней этого до сих пор любимого многими "мужского праздника," у меня появилась идея написать об одной армии, которая имеет древнюю и славную историю. Хотя некоторые мои знакомые искренне полагают, что её вообще не существует.

Впервые об уровне швейцарской боевой готовности я услышала от знакомого голландца, выросшего в Швейцарии. "Швейцария -- очень милитаризированная страна," -- рассказывал голландец, восседая перед кастрюлей мирного швейцарского фондю из сыра, -- "В швейцарских автобусах можно часто увидеть военных с оружием, возвращающихся с учений на выходные домой. У них всеобщая воинская повинность..."  
 
Хотя до этого разговора я была хорошо знакома со знаменитыми ножами и часами с логотипом "Swiss Army," они как-то не заставляли меня задуматься о существовании швейцарской армии. Товарный логотип нельзя воспринимать всерьёз: в США есть одежда марки "Старый флот" ("Old Navy"), никакого отношения ни к старым, ни к новым военно-морским силам не имеющая. Однако, как оказалось, складные ножи, выпускающиеся под маркой "Swiss Army" фирмами Victorinox и Wenger, имеют к Швейцарским Вооружённым Силам самое непосредственное отношение: эти компании по военному заказу действительно снабжают швейцарских солдат ножами -- правда, несколько отличающимися от своих "коммерческих" собратьев: на военной модели отсутствует штопор, а на месте стилизованного логотипа красуется швейцарский герб. "Нож швейцарской армии" изобрёл в 1891 году Карл Элзeнер, владелец компании по изготовлению хирургических инструментов. Его очень огорчил тот факт, что швейцарских военных обеспечили ножами немецкого производства. В духе царящего в то время национализма, он решил исправить этот досадный промах, и вполне в этом преуспел. Кстати, сам термин "нож швейцарской армии" (“Swiss army knife”) придумали американцы после Второй Мировой войны: они не могли произнести родное название сего инструмента -- "Offiziersmesser."
 
Многие нешвейцарцы почему-то считают, что раз Швейцария -- страна нейтральная, то и армия ей никакая не нужна. Но сами швейцарцы так не думают, поэтому Швейцарские Вооружённые Силы являются второй самой крупной армией в мире пропорционально размеру населения (пальма первенства принадлежит Израилю). Существует даже выражение -- "Швейцария не имеет армии. Швейцария армией является." По-видимому, швейцарцы резонно полагают, что "бумажный" нейтралитет -- штука ненадёжная; им куда больше по душе вооружённый (желательно до зубов) вариант. 
 
Швейцарская идея нейтралитета заключается в том, что эта страна не собирается никого атаковать, не будет принимать участие в так называемых "полицейских акциях" (в миротворческих миссиях Швейцария участвовала -- в Боснии и Герцеговине и в Корее), не вступит ни в какие союзы и будет защищать себя сама -- а для этого нужна мощная армия. Наклейки на бамперах швейцарских автомобилей гласят: "Вы должны иметь сильную оборону для того, чтобы быть нейтральными. Плотность нашего населения и наш ландшафт делают вооружённый нейтралитет возможным." С точки зрения обороны, с ландшафтом Швейцарии действительно повезло: три четверти её территории составляют горы (говоря военным языком, "естественная фортификация"). Более “плоской” стране на "вооружённый нейтралитет" пришлось бы затратить гораздо больше средств.
 
Модель швейцарской армии состоит из трёх уровней: небольшая группа профессиональных военных, подкреплённая большим количеством призывников, плюс ещё более значительная часть обученных резервистов (бывших призывников, которых ежегодно призывают на сборы запаса). Швейцарская армейская модель настолько понравилась Израилю, что они её скопировали. В Швейцарии всеобщая воинская повинность, в отличие от Израиля, не распространяется на женщин; тем не менее, некоторые швейцарки идут служить добровольно. Все физически боеспособные граждане Швейцарии мужского пола подлежат призыву до до 30 лет. На практике же мужчин, получивших швейцарское гражданство после 25-летнего возраста, редко забирают на службу. Вместо этого они вместе с другими мужчинами, не проходившими военную службу (например, по медицинским показаниям) дополнительно платят 3% подоходного налога ежегодно. "А в Украине что, не так?" -- искренне изумился мой швейцарский муж.
 
В 20-ти летнем возрасте швейцарский солдат проходит начальную военную подготовку продолжительностью от 18 до 21 недель, за исключением гренадёров (это такая элитная пехота) -- у них она занимает 25 недель (племянник мужа -- сын фермера, отличающийся хорошей выносливостью, -- служит в гренадёрах). После этого обычный солдат ежегодно проводит в армии 3 недели, пока не отслужит положенные 260 дней -- то есть примерно до 30-ти летнего возраста. Офицеры служат дольше: им нужно набрать от 500 до 600 дней. Во время службы мужчины освобождены от работы (что логично -- нельзя же находиться в двух местах одновременно) и государство им платит 80% зарплаты. Правда, большинство работодателей продолжают выплачивать полную зарплату сотрудникам во время военной службы -- в таком случае государственная компенсация выплачивается работодателю.
 
Когда я впервые приехала в Швейцарию знакомиться с родственниками мужа, его папа устроил мне экскурсию по своему дому. Чистота в нём царила необыкновенная: огромный чердак был абсолютно пуст, за исключением двух маленьких ящиков орехов, которые там сушились (я подумала, что среднестатистический славянин или американец непременно заполнил бы сию пустующую площадь массой полезных вещей); в полупустой гостиной уютно потрескивал огонь в камине, за окном виднелся заснеженный сонный пейзаж с отдалённо синеющими верхушками Альп, а в подвале меня поджидал сюрприз: в углу чистенького абсолютно пустого бетонного подвала находилось... настоящее бомбоубежище. Вход в него преграждался мощной герметической дверью, которая закрывалась с помощью штуки, похожей на штурвал (совсем как в старых фильмах про ограбления банков). Внутри находилась аппаратура для очистки воздуха и двухэтажные нары. Нет, отец мужа не страдал паранойей: все дома, построенные в шестидесятые годы, обязаны были иметь бомбоубежище -- без этого здание не принимали к эксплуатации. "Советский Союз был рядом," -- лаконично пояснил свёкор. В мирное время папа мужа хранит в бомбоубежище лыжи -- их очень удобно опирать о нары...
 
До сих пор швейцарские строительные правила предусматривают наличие обязательных убежищ, защищающих от радиации и бомбёжки. Во многочисленных бомбоубежищах имеются спальные места для 95% жителей Швейцарии. Там также расположены больницы и командные центры, призванные обеспечить жизнедеятельность страны в случае чрезвычайной ситуации. Каждая семья, не имеющая собственного бомбоубежища по месту своего проживания, платит небольшой налог на содержание общественных укрытий.
 
Швейцарская оборонительная стратегия основана на "принципе дикобраза:" в случае опасности свернуться в клубок и ощетинить иголки -- то есть сделать так, чтобы проникновение внутрь страны обошлось противнику как можно дороже. Швейцарские туннели и ключевые мосты построены с ловушками для танков. Армия имеет возможность оперативно вывести из строя мосты, туннели, автострады и железную дорогу: в случае атаки можно уничтожить от 3.000 до 6.000 различных точек транспортного сообщения. Внутри туннелей и мостов есть встроенные взрывные устройства, а железнодорожные мосты запрограммированы в случае взрыва падать на низлежащие автострады. Неподалёку от швейцарской границы с Германией все железнодорожные и автомобильные туннели подготовлены взрываться таким образом, чтобы полностью закрыть доступ внутрь страны.
 
На территории Швейцарии полно фортов, бункеров и арсеналов. Мой муж служил в горном бункере, оснащённом всеми необходимыми коммуникациями и совершенно незаметном обычному глазу на фоне пасторального швейцарского пейзажа. В Альпах существуют постоянные укрепления, призванные служить базами для освобождения плодородных долин после потенциального захвата. Они включают подземные воздушные базы, соседствующие с обычными действующими взлётным полосами; запасы, необходимые для функционирования этих баз, хранятся в пещерах. Такие альпийские укрепления происходят со времён Второй Мировой войны от концепции под названием "Редут." Идея состояла в том, чтобы сделать цену захвата Швейцарии гитлеровскими войсками как можно выше. Армия забаррикадировалась бы в труднодоступных горных укреплениях, которые было бы очень сложно захватить. Швейцарское правительство считало, что целью захвата страны скорее всего был бы контроль над экономически важным транспортным сообщением через швейцарские Альпы, поскольку никакими природными ресурсами Швейцария не обладает. Те, кто служил в швейцарской армии во время войны, никогда не подвергали сомнению эту концепцию, хотя согласно ей получалось, что гражданское население, живущее в долинах, оставалось заложником в руках врага. Но, возможно, если враг знает, что вместо ценного транспортного сообщения он получит "индейскую национальную избу," по выражению простоквашинского пса Шарика, потому как это самое сообщение основательно разрушат, то и сама идея захватить страну может показаться не самой удачной.
 
"Редут," похоже, сработал. Немцы начали разработку плана атаки Швейцарии под названием "Операция Танненбаум" сразу же после капитуляции Франции 25 июня 1940 года, и 6 сентября 1940 года план был готов. Но швейцарский дикобраз был готов ещё раньше: он ощетинил иголки и приготовился к отпору ещё в 1939 году -- вся страна была мобилизована всего за три дня, увеличив армию и милицию до 500 тысяч человек. Хотя швейцарцы и уступали немцам в артиллерии и авиации, оккупантам пришлось бы уничтожить большую и отлично подготовленную пехоту, набранную из швейцарского населения и вооружённую не хуже, а то и лучше немцев. К тому же швейцарское правительство отличалось децентрализованной структурой -- даже президент федерации не имел права признать капитуляцию страны. Швейцарским гражданам поступила инструкция считать любые сообщения о капитуляции вражеской пропагандой и сопротивляться до конца. Дедушка моего мужа, мобилизованный во время Второй Мировой, нёс вахту на мосту неподалёку от немецкой границы. При приближении немецкой армии у него был приказ взорвать мост, в результате чего он сам бы погиб. Но немцы так и не атаковали -- возможно, поняли, что свою независимость нейтральные соседи оценивают очень высоко...
 
Когда-то наша знакомая, у которой Швейцария ассоциировалась с "горным воздухом и сплошными французами," а никак не с бункерами и взрывными устройствами, недоуменно спросила у моего мужа: "Зачем же Швейцарии так вооружаться?! У них ведь такие хорошие спокойные соседи!" -- "Это какие именно соседи у нас спокойные?" -- изумился муж, -- "Французы с Наполеоном, немцы во главе с Гитлером, Австрия с Габсбургами или итальянцы под предводительством Муссолини?" Да, похоже, к спокойным соседям швейцарцы могут отнести только Лихтенштейн, которому с соседями повезло ещё меньше: несколько лет назад швейцарские военные во время учений нечаянно подожгли лес в Лихтенштейне. Жители крошечного государства были не очень довольны "колючим" соседом... 

Швейцарский F/A-18 Hornet заходит на посадку.
Фото из Wikimedia Commons



Военный образец швейцарского армейского ножа.
Фото из Wikimedia Commons








Tags: ,

Comments
Страница 1 из 2
[1] [2]
kotoshka From: [info]kotoshka Date: Февраль, 14, 2008 05:41 (UTC) (ссылка)
Как интересно! Никогда не знала:(
И чудесно написано. Только ведь ночь уже, поздно-то как Вы работаете:)
xenia_mesot From: [info]xenia_mesot Date: Февраль, 14, 2008 05:49 (UTC) (ссылка)
спасибо. :)
я жуткая сова. :(
у меня ночью почему-то лучше всего мозги работают (??) хотя я всю жизнь мечтала быть "жаворонком..." ну, которые по утрам бегают в качестве физкультуры, а не за чашкой кофе :).

у меня, кстати, ещё куча интересной информации на эту тему не влезла. придётся дописывать, наверное. :)
(без темы) - [info]kotoshka Expand
(без темы) - [info]xenia_mesot Expand
(без темы) - [info]domatreev Expand
(без темы) - [info]borner Expand
(без темы) - [info]xenia_mesot Expand
leenercat From: [info]leenercat Date: Февраль, 14, 2008 06:34 (UTC) (ссылка)
"Нож швейцарской армии" изобрёл в 1981 году Карл Элзeнер

Это правильная дата? Ты потом про вторую мировую войну...

Кстати, с убежищами в Израиле аналогичная ситуация.

Объехавши Швейцарию вдоль и поперёк, я ничего этого не заметила. И наверно так надо. В Израиле у всех есть оружие и оно на виду, а тут - знаешь что оно есть, но не видно.
xenia_mesot From: [info]xenia_mesot Date: Февраль, 14, 2008 06:51 (UTC) (ссылка)
ой, спасибо!! очепятка -- в 1891 году изобрели нож. :)

ну, в Израиле война, а в Швейцарии -- нет... но, вобщем, да, там гражданскому глазу ничего такого не заметно. :) пока бомбоубежище в гостях не узришь. :))
(без темы) - [info]leenercat Expand
(без темы) - [info]xenia_mesot Expand
estreiiita From: [info]estreiiita Date: Февраль, 14, 2008 06:39 (UTC) (ссылка)
Спасибо, чудесный слог у Вас, тема, вроде бы, действительно, "неженская", а читается с большим удовольствием!
xenia_mesot From: [info]xenia_mesot Date: Февраль, 14, 2008 07:01 (UTC) (ссылка)
спасибо. :)
очень беспокоилась, что получится слишком сухо... тема такая... серьёзная.
(без темы) - [info]maryxmas Expand
(без темы) - [info]xenia_mesot Expand
(без темы) - [info]maryxmas Expand
(без темы) - [info]xenia_mesot Expand
(без темы) - [info]maryxmas Expand
(без темы) - [info]xenia_mesot Expand
kazak_ixbt From: [info]kazak_ixbt Date: Февраль, 14, 2008 06:52 (UTC) (ссылка)
/аплодирует/
Здорово! Очень интересно.
Молодцы эти швейцарцы...
xenia_mesot From: [info]xenia_mesot Date: Февраль, 14, 2008 07:15 (UTC) (ссылка)
спасибо. :)
да, швейцарцы гордая маленькая нация. во время захвата Франции войсками Гитлера, с 10 мая 1940 по 17 июня 1940, швейцарцы сбили 11 самолётов немецкого "Люфтваффе," потому что они залетели на территорию Швеййцарии. немцы послали дипломатический протест 5 июня 1940, а 19 июня начали открыто угрожать. Гитлера особенно разозлило то, что немецких лётчиков сбивали немецким же оборудованием. :) он пообещал, что "мы им ответим по-другому." после 20 июня 1940 швейцарцы перестали сбивать немцев и вместо этого стали их насильно сажать на своих аэродромах с помощью своих истребителей. Гитлер пыталася с помощью диверсантов уничтожить эти аэродромы, но у него ничего не вышло. :)
vesnushka_l From: [info]vesnushka_l Date: Февраль, 14, 2008 07:09 (UTC) (ссылка)
Мне сын про их армию и бомбоубежища рассказывал, он страшно милитаризированный, но вы написали гораздо интереснее.
:)
xenia_mesot From: [info]xenia_mesot Date: Февраль, 14, 2008 07:21 (UTC) (ссылка)
спасибо большое. :)
jurgium From: [info]jurgium Date: Февраль, 14, 2008 07:22 (UTC) (ссылка)
действительно на израиль похоже )) только тут резервистские сборы до 50 лет где-то, и девушки хоть и служат обязательно но очень редко в боевых частях.
xenia_mesot From: [info]xenia_mesot Date: Февраль, 14, 2008 07:25 (UTC) (ссылка)
если система толковая, почему не перенять. :) молодец Израиль -- заимствовать нужно лучшее!
maryxmas From: [info]maryxmas Date: Февраль, 14, 2008 07:24 (UTC) (ссылка)
госсподи, какая правильная страна...
xenia_mesot From: [info]xenia_mesot Date: Февраль, 14, 2008 07:28 (UTC) (ссылка)
мне кажется, они просто слишком много воевали... вот и поумнели со временем. :) надо будет когда-нибудь об этом написать -- о швейцарских наёмниках.
алаверды - [info]maryxmas Expand
Re: алаверды - [info]xenia_mesot Expand
Re: алаверды - [info]polar_bird Expand
(без темы) - [info]borner Expand
(без темы) - [info]pan_kowalski Expand
(без темы) - [info]xenia_mesot Expand
(без темы) - [info]pan_kowalski Expand
(без темы) - [info]xenia_mesot Expand
(без темы) - [info]xenia_mesot Expand
marisha_sem From: [info]marisha_sem Date: Февраль, 14, 2008 07:26 (UTC) (ссылка)
как интересно, познавательно и столько нового!
особенно понравилось про мосты с дорогами, какие швейцарцы дальновидные
xenia_mesot From: [info]xenia_mesot Date: Февраль, 14, 2008 07:31 (UTC) (ссылка)
спасибо. :)
они ужасно дальновидные, да.
нам раз в квартал приходит журнал от посольства Швейцарии, называется 'Swiss Review.' так там недавно был большой материал о глобальном потеплении. швейцарцы уже всё вычислили: какие ледники у них расстают, какие горнолыжные курорты из-за этого закроются, зато в каких регионах вырастут пальмы и где можно будет тропические фрукты на продажу выращивать... я, честно говоря, была в шоке: вот это дальновидность! они уже ГОТОВЫ, полностью! :)
конструкция у них такая, наверное. :)
(без темы) - [info]marisha_sem Expand
(без темы) - [info]domatreev Expand
(без темы) - [info]khazar_princess Expand
Развожу руками - [info]domatreev Expand
Re: Развожу руками - [info]khazar_princess Expand
Re: Развожу руками - [info]domatreev Expand
(без темы) - [info]xenia_mesot Expand
demenyaka From: [info]demenyaka Date: Февраль, 14, 2008 07:46 (UTC) (ссылка)
Спасибо! про их политику и менталитет вцелом я знала от знакомых швейцарцев, но без таких подробностей, конечно :) Сделаю у себя ссылку на Ваш рассказ, если не против :)
xenia_mesot From: [info]xenia_mesot Date: Февраль, 14, 2008 14:06 (UTC) (ссылка)
я даже за -- спасибо за пиар. :)
beanshee From: [info]beanshee Date: Февраль, 14, 2008 08:38 (UTC) (ссылка)
Супер!
Прониклась. Есть что перенять любой стране
xenia_mesot From: [info]xenia_mesot Date: Февраль, 14, 2008 14:23 (UTC) (ссылка)
да, у швейцарцев есть чему поучиться. :)
staren From: [info]staren Date: Февраль, 14, 2008 08:44 (UTC) (ссылка)
Недавно проходила в жж ссылка http://trench.nnm.ru/strana_cveta_haki - там, в дополнение к вашему рассказу, еще несколько впечатляющих фактов, цифр и картинок.
xenia_mesot From: [info]xenia_mesot Date: Февраль, 14, 2008 14:02 (UTC) (ссылка)
интересная ссылка, спасибо. :) картинки понравились. :)
правда, "консерву министра" в 2007 году отменили. больше их не выдают, а те, что остались, собирают назад. я про неё тоже хотела написать, но что ж писать, если её уже сворачивают. :(
если работаешь за границей, то нужно нормально всё оформить, и тогда от сборов освобождают и никакая тюрьма не грозит. когда вернёшься назад в Швейцарию -- пойдёшь дослуживать положенные дни. мой муж радостно отсиживается в Штатах, потому что ему не нравится сапёрной лопаткой копать траншеи в каменистой почве. :)
последний момент: среди начальства больше не популярно зарабатывать офицерские чины. раньше так действительно было, да, но теперь уже нет. теперь начальство больше на работе отсиживается. :)
я специально все факты проверяла -- шурин в швейцарской армии работает. :)
а про наёмников я отдельно напишу -- слишком много информации было, не влезло. :)
(без темы) - [info]xenia_mesot Expand
melonka From: [info]melonka Date: Февраль, 14, 2008 10:57 (UTC) (ссылка)
Спасибо за рассказ.

Тема с бомбоубежищами меня тоже поразила в свое время, когда мы искали квартиру, чтобы снять. В одном доме я не отстала от агента, пока он мне не показал бомбоубежище. Он меня пытался убедить, что Швейцария в нейтралитете и бояться мне нечего, но я делала круглые глаза и напирала на то, что Базель на самой границе, "а ну как жахнет?"

Ту квартиру мы в итоге так и не сняли, а агент, наверное, решил, что у меня паранойя.
domatreev From: [info]domatreev Date: Февраль, 14, 2008 14:42 (UTC) (ссылка)
... агенту было над чем подумать на следующих воинских сборах ;)
(без темы) - [info]xenia_mesot Expand
(без темы) - [info]melonka Expand
(без темы) - [info]xenia_mesot Expand
(без темы) - [info]melonka Expand
(без темы) - [info]xenia_mesot Expand
excel_ From: [info]excel_ Date: Февраль, 14, 2008 11:04 (UTC) (ссылка)
очень познавательно, спасибо :) никогда бы не подумала.
xenia_mesot From: [info]xenia_mesot Date: Февраль, 14, 2008 15:25 (UTC) (ссылка)
спасибо. :)
pechken From: [info]pechken Date: Февраль, 14, 2008 11:12 (UTC) (ссылка)
Ага! Открыла все военные и стратегические тайны Швейцарии! )))
А мне кажется интересной идея иметь в каждом собственном доме бомбоубежище ) В крайнем случае можно использовать как место для тусовок :-)
xenia_mesot From: [info]xenia_mesot Date: Февраль, 14, 2008 19:32 (UTC) (ссылка)
это всё общедоступная информация, никаких тайн. :) "хочешь мира -- готовься к войне," только при этом же нужно, чтобы потенциальный враг знал, что ты к ней готов. ;)

частное бомбоубежище для тусовок не подойдёт. :( оно тесное очень, маленькое. там ведь объём помещения расчитан таким образом, чтобы очиститель воздуха мог справиться с нагрузкой (когда дверь герметическая закрыта) -- соответственно, весь подвал частного дома в бомбоубежище превратить не получится. так что в мирное время придётся использовать как лыжехранилище или что-то вроде. :)
khazar_princess From: [info]khazar_princess Date: Февраль, 14, 2008 12:36 (UTC) (ссылка)

пишите еще:)

швейцарцы молодцы, и вы пишете замечательно!
xenia_mesot From: [info]xenia_mesot Date: Февраль, 14, 2008 19:33 (UTC) (ссылка)

Re: пишите еще:)

да, швейцарцы молодцы. и спасибо. :)
swan_black From: [info]swan_black Date: Февраль, 14, 2008 14:09 (UTC) (ссылка)
И кто бы мог такое о нейтральной Швейцарии подумать :) Спасибо, как всегда очень интересно.
xenia_mesot From: [info]xenia_mesot Date: Февраль, 14, 2008 19:36 (UTC) (ссылка)
да, вот такая, оказывается, цена нейтралитета... я тоже, честно говоря, сначала удивилась их размаху, потом привыкла. :)
derun From: [info]derun Date: Февраль, 14, 2008 15:05 (UTC) (ссылка)
ХОтелось бы высказать Уважение самодостаточной стране и её жителям. Класс!!!
xenia_mesot From: [info]xenia_mesot Date: Февраль, 14, 2008 19:37 (UTC) (ссылка)
спасибо -- обязательно передам её представителям. :)
stringfever From: [info]stringfever Date: Февраль, 14, 2008 15:30 (UTC) (ссылка)
не знала...
xenia_mesot From: [info]xenia_mesot Date: Февраль, 14, 2008 21:45 (UTC) (ссылка)
да, вот такой вот нейтралитет... :)
paul_kiss From: [info]paul_kiss Date: Февраль, 14, 2008 17:09 (UTC) (ссылка)
Very, very познавательно и интересно.
xenia_mesot From: [info]xenia_mesot Date: Февраль, 14, 2008 21:48 (UTC) (ссылка)
спасибо very much. :)
да, вот такой вот малоизвестный факт... почему-то многие даже не подозревают, что у Швейцарии вообще есть войска, а они ещё и такие серьёзные. :)
olesberezhny From: [info]olesberezhny Date: Февраль, 14, 2008 17:10 (UTC) (ссылка)
дякую. це дуже повчальна розповідь.
маю кількох знайомих швейцарців. був приємно вражений їхньою обізнаністю щодо оперативного досвіду УПА в Карпатах.
xenia_mesot From: [info]xenia_mesot Date: Февраль, 14, 2008 21:53 (UTC) (ссылка)
і вам дякую -- мені дуже приємно, що вам сподобалось. :)
так, це дійсно незвично, що вони обізнані щодо діяльності УПА. мабуть, цікавились цим питанням.
(без темы) - [info]olesberezhny Expand
(без темы) - [info]xenia_mesot Expand
(без темы) - [info]olesberezhny Expand
(без темы) - [info]xenia_mesot Expand
mel_ny From: [info]mel_ny Date: Февраль, 14, 2008 18:39 (UTC) (ссылка)
написано отлично! :)
xenia_mesot From: [info]xenia_mesot Date: Февраль, 14, 2008 21:54 (UTC) (ссылка)
большое спасибо. :)
voldrevs From: [info]voldrevs Date: Февраль, 15, 2008 03:31 (UTC) (ссылка)
Надо же какие швейцарцы предусмотрительные и основательные ребята! Мне всегда казалось, что расчетливей и педантичней немцев народа нет :)
xenia_mesot From: [info]xenia_mesot Date: Февраль, 15, 2008 03:50 (UTC) (ссылка)
я тоже так думала, пока в Швейцарии не побывала. :) мне казалось, что в Германии очень чисто, а у них по сравнению со швейцарцами свинюшник!

вы бы видели шкаф моего мужа -- вот это пример педантичности. :) он свою одежду по цветовому спектру сортирует... честно. :) причём особо не задумываясь, на автомате. конструкция у него такая. :) он может в шкафчике так всё расставить, что хоть фотографию в журнал про домашнее хозяйство посылай -- восторг! только со шкафчиками он редко помогает -- когда вдохновение находит, -- так что в основном самой приходится. а я хоть и аккуратно расставляю, но не так, как он... :(
(без темы) - [info]voldrevs Expand
(без темы) - [info]xenia_mesot Expand
(без темы) - [info]voldrevs Expand
(без темы) - [info]xenia_mesot Expand
(без темы) - [info]topbot31 Expand
disassembler From: [info]disassembler Date: Февраль, 15, 2008 07:52 (UTC) (ссылка)
Впечатляет, спасибо за статью.
xenia_mesot From: [info]xenia_mesot Date: Февраль, 16, 2008 04:13 (UTC) (ссылка)
спасибо. рада, что понравилось. :)
mikedi From: [info]mikedi Date: Февраль, 15, 2008 10:22 (UTC) (ссылка)
Очень интересно. Спасибо за рассказ.
xenia_mesot From: [info]xenia_mesot Date: Февраль, 16, 2008 04:12 (UTC) (ссылка)
спасибо. рада, что понравилось. :)
115 комментариев or Оставить комментарий
Страница 1 из 2
[1] [2]
profile
Ксения Мезо
Name: Ксения Мезо
calendar
Back Май 2009
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
page summary
[info]kotoshka (без темы) [+6]
tags